Профориентация через социальное партнерство в Кыргызстане: как она работает?

Print Friendly, PDF & Email

Выбор профессии — одно из самых важных решений в жизни человека. Быстро меняющийся рынок труда создает новые профессии, новые учебные программы. Но имея небольшой жизненный опыт едва ли легко принимать осознанное решение по такому важному вопросу, как выбор профессии. Поэтому, очень важно обеспечить комплексную подготовку молодежи для перехода в профессиональное обучение, ведь профессиональная ориентация означает планирование будущего.

Профессиональная ориентация оказывает помощь людям всех возрастов и на любом этапе жизни с принятием решения относительно их образования, обучения и карьерных возможностей, а также эффективного управления своей интеграцией в рынок труда.

Для учащихся старших классов особо важно оказание помощи в определении их интересов, информировании о возможностях на рынке труда и разных способах получения образования с целью осознанного и информированного выбора своей будущей профессии.

Развитие системы профессиональной ориентации является политической целью Кыргызстана. В связи с этим, Министерство образования и науки и Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики разработали «Концепцию развития системы профессиональной ориентации молодежи Кыргызской Республики» от 28 сентября 2016 г. В концепции подчеркивается важность кооперационных подходов между разными заинтересованными сторонами:

„Основная цель профессиональной ориентации молодежи – способствовать осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, с достижением баланса личностных запросов и потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, а также дальнейшему трудоустройству. Объектом профориентации является целевая группа, к которой относятся школьники, родители и выпускники гимназии, ВУЗов и университетов, а также безработные граждане.  Субъектами профориентационной деятельности являются государственные органы, образовательные организации, работодатели и общественные объединения. На каждый из субъектов системы профессиональной ориентации молодежи возлагаются определенные функции. Становление и развитие системы профессиональной ориентации молодежи осуществляется через совместные и скоординированные действия субъектов профессиональной ориентации.“¹[1]

Проект GIZ «Содействие занятости и профессиональному обучению» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) полностью поддерживает эту цель. В рамках сферы деятельности направления «Улучшение качества услуг рынка труда» проект оказывает поддержку социальным партнерам при создании связного предложения по профориентации и консультированию молодежи. Мероприятия нацелены на создание и внедрение кооперационной модели социального партнерства в области профессионального ориентирования и профессионального консультирования.

Консультационная поддержка оказывается в институционализации кооперационной модели социального партнерства через структуры на местах, в проведении мероприятий, обучении персонала, который выполняет задачи профориентации и консультирования.

Данная модель работает по 4 главным направлениям:

  • Программа профессиональной ориентации в школе предусматривает освоение 5 ступеней профориентации (1 самосознание, 2 информирование о профессиях и карьере, 3 пути получения образования, 4 реальные встречи с миром труда, 5 принятие решения относительно учебного заведения и профессии). Основной целью программы является развитие способности молодых людей, принимать и реализовать информированное и самостоятельное решение относительно выбора учебного заведения и профессии, чтобы планировать свою карьеру и присоединиться к миру труда. Внедрение программы в школах осуществляется 48 мультипликаторами. Всего обучено 301 учителей пилотных школ по внедрению данной программы и 2.129 учащихся были профессионально ориентированы.
  • С целью предоставления консультирования по профессии разработан системный подход к услугам по профессиональному консультированию службами занятости. Системный подход включает в себя опробованные инструменты для формирования систематической и устойчивой концепции профессиональной ориентации для взрослых и подготовки выбора профессии среди молодежи. Консультирование по профессии расширяет возможности трудоустройства и адаптации, поскольку при этом оказывает помощь человеку при принятии решений, связанных с карьерой, как в отношении первичного выхода на рынок труда, так и в отношении профессиональных изменений. По применению и внедрению обучено 66 сотрудников служб занятости
  • Создаются локальные сети по профориентации, которые стали платформой для эффективного партнерства и новых форм сотрудничества в сфере профессиональной ориентации и консультирования. Созданные отношения сотрудничества между различными социальными партнерами были систематизированы и укреплены путем постоянных встреч на диалоговых платформах, на которых обсуждаются совместные мероприятия. Всего проведено 24 диалоговых платформ, в котором участвовали 499 человек. В результате этих диалоговых платформ по устойчивому созданию системы сотрудничества социальных партнеров в области профессиональной ориентации и консультирования в четырех пилотных городах были заключены меморандумы о взаимопонимании. В меморандуме социальные партнеры по сотрудничеству определили общие рамки взаимодействия по основными рекомендациям и задачам, например, как выбранные школы сотрудничают со службой занятости по профориентации, организовывают и проводят реальные встречи с миром профессий, а службе занятости, в свою очередь отводится ключевая роль в проведении профориентации и консультировании. Они консультируют учащихся (личная и групповая консультация) и оказывают содействие школам в установлении контактов с предприятиями, проводят тестирование по выявлению способностей и интересов у школьников и безработной молодежи. Профессиональные лицеи проводят мастер-классы. Университеты, в свою очередь предоставляют информацию о направлениях обучения, организовывают дни открытых дверей. Предприятия организовывают посещение предприятий, экскурсии, стажировки, встречи с экспертами отрасли и т.д.
  • Разработка необходимых материалов и инструментов при предоставлении консультации по профессии, которые помогают и облегчают работу служб занятости. Выпущено 17 наименований информационных материалов, в том числе и методических пособий для учителей, сотрудников службы занятости и социальному партнерству.

Программа работает с 24 пилотными школами из 8 пилотных городов: Каракол, Нарын, Талас, Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Узген и Баткен. Таким образом, в этих городах, молодые люди и соискатели уже будут профессионально ориентированы и благодаря совместной деятельности социальных партнеров, успешно интегрированы в рынок труда.

Успех профессиональной ориентации и консультирования зависит от того, как участники на местах будут совместно выполнять свои задачи, которые позволяют участникам „на местах» ответственно использовать существующую свободу действий.

Таким образом, системная профессиональная ориентация может сделать значительный вклад в вопросы занятости и укрепления экономического развития страны в долгосрочной перспективе.