Осознанный выбор профессии. В Кыргызстане внедряют механизмы выявления способностей школьников

Print Friendly, PDF & Email

В рамках сферы деятельности направления «Улучшение качества услуг рынка труда» проекта «Содействие занятости и профессиональному обучению» Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) сотрудники служб занятости пилотных городов Каракол, Нарын, Талас, Бишкек, Джалал-Абад, Ош, Баткен, Узген проводят регулярные мероприятия по профориентационные дни в пилотных школах, а во время летних каникул такие мероприятия проводят в детских оздоровительных лагерях для учащихся 8-9-х классов.

Сотрудники служб занятости, проводившие мероприятия по профориентации, являются мультипликаторами по распространению и применению системного подхода к услугам по профессиональному консультированию службами занятости. Системный подход включает в себя инструменты для формирования систематической и устойчивой концепции профессиональной ориентации для школьников и взрослых, а также инструменты для подготовки выбора профессии среди молодежи, которым сотрудники были обучены на семинарах с привлечением международного эксперта в рамках проекта.

Например, Концепция летнего лагеря состоит из различных компонентов, и особенно подходит в качестве предложения мероприятий для старшеклассников по профориентации во время каникул, а также по применению и апробации инструментов. Лагерь предоставляет сосредоточенный подход к выбору профессии. Вдали от семьи и школы учащийся в свободное время может открыть себя и мир профессий. Набор инструментов включает в себя различного рода приключенческие маршруты (паркуры). Они предназначены для оказания помощи школьникам в раскрытии их практического профессионального потенциала, сильных сторон и способностей. Отдельно были предложены курсы (паркуры) для мальчиков и девочек и общие паркуры, как «мобильный паркур», «попробуй пять» и т. д.

Концепция паркура для мальчиков по ведению домашнего хозяйства состоит из различных станций, где мальчики активно выполняют практические задания и отвечают на поставленные вопросы. Концепция дает практические базовые знания для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, здорового питания, ответственного поведения как потребитель и многих повседневных навыков. Несмотря на то, что гендерные роли становятся все более гибкими, в традиционном разделении труда в домохозяйстве и семье мало что изменилось. Поэтому идея курса по ведению домашнего хозяйства направлена непосредственно на мальчиков, с тем чтобы побудить их к более самостоятельному и совместному выполнению домашних и семейных обязанностей.  Цель заключается в повышении компетентности в этой области и осведомленности о работе по дому и в семье.

Концепция по проведению технического паркура для девочек дает возможность девочкам раскрыть свой потенциал и таланты в таких областях, как ремесло, информатика, естественные науки и техника. Хотя гендерные роли в настоящее время становятся более гибкими, по-прежнему, традиционные концепции ролей оказывают сильное влияние на выбор профессии и планирование жизни молодых людей. Девочки по-прежнему редко выбирают научные и технические профессии. Практика показала, что эти традиционные представления о роли уходят на задний план, когда девочки остаются среди девочек. Поэтому паркур для девочек предназначен для девочек и молодых женщин, с тем чтобы они могли оставить проторенные пути и раскрыть свой талант и интерес к науке и технике.

Концепция мобильного курса по профессии дает возможность молодежи испытать себя на практике и, таким образом, предлагает дальнейшую ориентацию при выборе профессии.

Курс предоставляет возможность приобрести практический опыт в соответствии с принципом «Не говорите о профессиях, а делайте их ощутимыми и понятными». Молодежь может протестировать на практике задания, характерные для повседневной работы и раскрыть свои сильные стороны. Курс носит модельный характер и показывает типичное содержание и требования в различных профессиональных областях.

Учащиеся тестируют свои способности и оценивают задания с помощью балльной системы. На основе полученных результатов молодёжь может определить те области, в которых их навыки особенно выражены.  Учащиеся получают более точную картину своего профессионального потенциала.

Паркур «Попробуй пять» служит введением в тему профориентации. Школьники могут найти свои междисциплинарные способности, например, такие как темп работы, объем памяти и способность обобщать. Принимать участие очень легко: просто внимательно смотреть, чувствовать, обонять, пробовать на вкус и слушать. Каждая станция отвечает за чувство в физическом смысле. На пяти станциях участники используют свои пять чувств в игровой форме для решения интересных задач. После каждой станции участники получают короткую обратную связь (информацию о том, какие способности у них были особенно хороши). В конце их ждет яркий зеленый мешок талантов с информацией о предмете обучения и профессии, а также с небольшим подарком. Цель заключается в оказании поддержки школьникам на раннем этапе при переходе от школы к дальнейшему обучению. Паркур компетенций разработан для введения в структурированную профориентацию, и в то же время как первый инструмент оказания поддержки.

Все вышеназванные инструменты позволяют учащимся в игровой форме обнаружить свои способности, сильные стороны и потенциал, а также получить импульс для дальнейшей работы над своими сильными сторонами.

Программа работает с 24 пилотными школами из 8 пилотных городов: Каракол, Нарын, Талас, Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Узген и Баткен. Таким образом, в этих городах, молодые люди и соискатели уже будут профессионально ориентированы и благодаря совместной деятельности социальных партнеров успешно интегрированы в рынок труда.

Таким образом, системная профессиональная ориентация может сделать значительный вклад в вопросы занятости и укрепления экономического развития страны в долгосрочной перспективе.