Уведомление о разработке АРВ к проекту Трудового Кодекса
Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
- Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Трудовое законодательство Кыргызстана не является сбалансированным, в этой связи многие работодатели не заключают трудовые договора с персоналом, предпочитая неформальные трудовые отношения, что способствует высокой доле неформальной трудовой деятельности и препятствует сокращению неформального сектора экономики.
Низкая квалификация рабочей силы является серьезной проблемой в Кыргызстане, что снижает конкурентоспособность товаров и услуг на внешних и внутренних рынках и инвестиционную привлекательность страны. Одной из причин этого является то, что вопросы повышения квалификации работников, переподготовки, стажировки молодых специалистов, наставничества, ученичества не отражены в должной мере в трудовом законодательстве. В результате этого у работодателей отсутствуют стимулы по привлечению на работу молодых специалистов без опыта, а также инвестирования в повышение квалификации существующего персонала.
Срок исковой давности не распространяется на трудовые споры, связанные с взысканием заработной платы, что позволяет работнику, который считает, что его права были нарушены при расторжении трудового договора в части выплаты заработной платы, в любое время обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав. При этом начисляемые суммы пени могут значительно превышать фактическую задолженность по заработной плате.
- Описание цели предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели) и способа решения проблем:
Разработан проект Трудового Кодекса, предусматривающий регулирование отношений в ходе повышения квалификации персонала, а также внедрение баланса между интересами работников и работодателей, включая внедрение сроков исковой давности по трудовым спорам, снижение штрафов и пени и другие.
- Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Повышение квалификации рабочей силы, сокращение неформальной занятости, увеличение количества заключенных трудовых договоров.
- Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Отсутствуют
- Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
По данным Нацстаткома, по итогам 2022 года в Кыргызстане насчитывалось 12.5 тысячи малых и средних предприятий с нанятым персоналом, в том числе 11.8 тысячи малых предприятий и 718 средних компаний. Количество крупных хозяйствующих субъектов составило – 1 974.
По состоянию на 2021 год общее число работников по найму составило 1 633 тыс. человек, из которых 634 тысячи работали на постоянной основе, 135,6 тыс. человек по срочным трудовым договорам, 317,5 тыс. человек по договору подряда или другим договорам гражданско-правового характера в письменной форме и 545,9 тыс. человек или 33% от работали без всякого оформления документов.
Из общего числа работающих по найму работников 679 тыс. работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, а 954 тыс. в качестве работодателей имели других граждан.
Общее число экономически активного населения на 2021 год составило 2 680,5 тыс человек. Однако из них по данным Социального фонда КР уплачивали страховые взносы в систему государственного пенсионного страхования 1 429 тыс. человек или 53%.
- Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Данные будут получены после проведения АРВ
- Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Данные будут получены после проведения АРВ
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
– являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
– является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
– является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;
– какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
– какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
– существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
– общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
– иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования:
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
– по электронной почте | aakeneev@gmail.com Mintrud2016@mail.ru |
– на почтовый адрес | 720040, г.Бишкек, ул.Тыныстанова 215 (Отдел труда) |
2. Срок приема предложений не позднее | 12.04.2023 |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 30.04.2023 |