Часто задаваемые вопросы

Республиканское учреждение протезно-ортопедических изделий

В РУПОИ изготавливаются следующие виды протезно-ортопедических изделий.
– протезы верхних конечностей (механические, косметические)
– протезы нижних конечностей (кожаные, деревянные), а также по модульной технологии.
– фикс.аппараты, лангеты.
– бандажные изделия (корсеты, реклинаторы, бандажи)
– сложные и малосложные виды ортопедической обуви, обувь на протез, стельки
– бытовые приспособления костыли, трости

При первичном протезировании следует предъявить следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении, справка МСЭК ЛОВЗ и направление от лечащего врача.

Все услуги по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями предоставляются бесплатно согласно Закону ЛОВЗ от 03.04.2008г. №38 и предоставляемых льготных документов (справка МСЭК), в том числе и современные протезы фирмы «Отто Бокк»

Учитывая социально-бытовые условия детей ЛОВЗ, живущих в дальних регионах Республики, были созданы мастерские для несложного ремонта протезно-ортопедических изделий.
Ыссык-Кульская область, г. Балыкчы, ул. Озерная 162
Таласская область, с/о Бакай-Ата, ул. Манаса 85,
Нарынская область, г.Нарын, ул. Насырова-2, 0705 573956
Ошская область, филиал г. Ош, ул. Курган-Тюбе, 20

По истечении 6-месяцев после ампутации, если культя без воспаления и отеков, то можно протезироваться.

Да, существуют, в РУПОИ изготавливается протезы по модульной технологии (германская фирма Отто Бокк) на голени и бедра.

Для ветеранов ВОВ, ЛОВЗ имеющих 1-группу инвалидности, а также гражданам находящиеся в тяжелом состоянии, нуждающиеся в посторонней помощи, организуются выездные бригады по обслуживанию их на дому.

Да существуют, филиал РУПОИ находящийся в г. Ош (г. Ош, ул Курган-Тюбе, 20) который обслуживает все южные регионы (Ошская, Жалалабадская, Баткенская области) Республики протезно ортопедическими изделиями.

В РУПОИ изготавливают две пары ортопедической обуви (зимняя и летняя) разной сложности. С 2018 года начали выпускать детскую ортопедическую обувь летнего варианта ( раньше для детей делали обувь только зимнего и осеннего варианата

Нет. РУПОИ не изготавливает бионические протезы рук, но для сведения: с 2018 года в КГМА ученые врачи и молодые программисты изобрели бионические протезы рук, эти бионические протезы рук многофункциональны, что они намного облегчают жизненные условия ЛОВЗ

Бионические протезы рук изготавливаются на платной основе. Для получения полной информации о стоимости этих протезов, нужно обратиться в компанию «Ginesis Bionics» при КГМА

Защита детей

Приемная семья образуется по желанию граждан (супругов или отдельного лица), которые добровольно берут для воспитания и совместного проживания в семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, на основании договора.

Граждане, желающие взять на воспитание детей, обращаются с заявлением по установленной форме в территориальные подразделения по месту своего проживания. Лица, желающие взять на воспитание детей, проходят обучение по подготовке приемных родителей до подачи документов.
Документы, необходимые для представления заявителем в территориальные подразделения для получения статуса приемного родителя (родителей):
1) заявление по установленной форме;
2) копия паспорта заявителя(ей);
3) свидетельство о браке (если состоят в браке);
4) нотариально заверенное согласие супруга (если состоят в браке);
5) справка с места жительства о составе семьи;
6) выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
7) справка органов внутренних дел об отсутствии, снятии или погашении судимости;
8) медицинское заключение государственной лечебно-профилактической и медико-социальной организации о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, и членов его семьи, об отсутствии заболеваний, согласно Перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики, при наличии которых лицо не может быть признано опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем ребенка;
9) характеристика с места работы, либо с места жительства;
10) полная автобиография заявителей;
11) письменные рекомендации от не менее трех поручителей.
Поручителем может быть любой гражданин Кыргызской Республики, не состоящий с кандидатом в приемные родители в родстве и знающий его не менее одного года. Письменные рекомендации собираются сотрудниками территориальных подразделений путем письменного интервьюирования выбранных поручителей;
12) справка или сертификат о прохождении обучения (тренинга, семинара), выданные уполномоченными органами и соответствующими учреждениями, обучающими приемных родителей.

Ребенку, переданному в приемную семью, предусматриваются средства на его содержание, обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности для удовлетворения его основных потребностей в медицинской помощи, питании, образовании, одежде, обуви, игрушках, хозяйственных и канцелярских товарах, необходимых для его нормального физического, умственного, психического, эмоционального развития.
Приемной семье или приемному родителю предусматривается ежемесячная заработная плата в размерах, утвержденных Правительством Кыргызской Республики.
Расходы на содержание дополнительно взятых детей рассчитываются на каждого ребенка.
Средства на содержание ребенка и оплату труда приемных родителей перечисляются территориальным подразделением ежемесячно, в установленных размерах, на лицевые счета приемных родителей, открытые в банках.

ЛОВЗ и пожилые граждане

Экспертиза проводится по месту постоянного жительства (прописки) или временного проживания обратившегося, на территории обслуживания МСЭК, согласно с обязательной регистрацией в территориальных органах внутренних дел или органах местного самоуправления.

Правительством КР принято постановление об одобрении проекта Закона Кыргызской Республики «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года и подписанной 21 сентября 2011 года» за № 433 от 18 сентября 2018 года.
Жогорку Кенешем КР принято постановление «О принятии Закона Кыргызской Республики «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года и подписанной 21 сентября 2011 года» за № 2885-VI от 7 февраля 2019 года.
В целях внедрения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года, подписанной Кыргызской Республикой 21 сентября 2011 года, а также разработки проекта программы «Доступная страна» министерством разработан проект распоряжения Правительства КР об образовании межведомственной комиссии и межведомственной рабочей группы по внедрению положений Конвенции ООН о правах инвалидов. Также, министерством разработан проект Плана первоочередных мер по реализации положений Конвенции о правах инвалидов на 2019-2022 годы. Настоящий проект распоряжения Правительства КР и проект Плана первоочередных мер направлен на рассмотрения Аппарата Правительства Кыргызской Республики (Исх. № 17-6/729 от 01.02.2019 г.)
Согласно поручения А. Омурбековой от 21.02.2019 года № 20-5307 данный прооект распоряжения повторно согласовывается с минис-и и ведомствами.
Закон Кыргызской Республики «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года и подписанной 21 сентября 2011 года» подписан Президентом Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбековым.

Многофункциональная кресло-коляска предназначена для передвижения для детей в возрасте от 3 до 18 лет с диагнозом детским церебральным параличом, при утрате функций опорно-двигательного аппарата.

Социальное обслуживание на дому одиноко проживающих пожилых граждан и ЛОВЗ производятся закрепленными социальными работниками, согласно поданной заявки по месту жительства, в том случае, если он является гражданином Кыргызской Республики, не способного к самообслуживанию в связи с:
– болезнью и инвалидностью;
– отсутствием родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход.

В рамках оптимизации основная деятельность службы МСЭ будет постепенно и плавно социализирована и более адаптирована к лицам с ОВЗ для качественного, своевременного проведения как медицинской части экспертизы (установление инвалидности), так и социальной части экспертизы (оценка трудоспособности).
На сегодняшний день завершена пилотная апробация по применению элементов Международной классификации функционирования (МКФ), рекомендуемых ВОЗ элементов МКФ при оценке инвалидности и разработке ИПР ЛОВЗ на базе МСЭК № 1 и № 3, Ошского городского МСЭК, ЦСМ № 13, МСЭК г.Токмок, реабилитационного центра «Максат», Ошского реабилитационного центра, Ошской областной больницы (межведомственные приказы между МОН, МЗ и Министерством от 19.05.2017 г., 18.12.2017 г.) с усилением межведомственного взаимодействия через привлечение ПМПК и ЦСМ.
Пилотными медико-социальными оценками с применением элементов МКФ (МСО) охвачено около 130 детей с ДЦП, которым разработаны ИПР по новому образцу.

Учитывая многочисленные обращения граждан и некоммерческих организаций, Министерство изучает вопрос об оплате услуг персонального ассистента для ЛОВЗ I группы с детства, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре старше 18 лет.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики, «О государственном социальном заказе» от 16 марта 2017 года №70, и Положением о порядке проведения конкурса общественно полезных проектов при реализации государственного социального заказа, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 декабря 2017 года № 814, Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики с 15 мая по 19 июня с повторно с 25 июля по 27 августа 2018 года 2018 года объявило конкурс общественно полезных проектов согласно Программы государственного социального заказа на 2018 год и Плана реализации программы государственного социального заказа.
Всего было принято 71 заявка на участие в конкурсе общественно полезных проектов. Победителями определены 53 некоммерческие организации на общую сумму 36,1 млн.сомов

На 70 процентах территории Кыргызской Республики у нуждающихся граждан – детей и семей в трудной жизненной ситуации, детей и взрослых с инвалидностью и пожилых – отсутствует физический доступ к полустационарным социальным услугам.
Оценочно потребности в социальных услугах в Кыргызской Республике испытывают от 100 до 400 тысяч человек. Точных данных о потребностях в социальных услугах не существует, так как система учета этих потребностей не выстроена.
В республике потребности в социальных услугах населения закупаются у неправительственных организаций работающих с различными центрами (реабилитационных, кризисных, дневных и т.д) в рамках реализации государственного социального заказа.
Это делает услуги крайне неустойчивыми, так как организации в состоянии оказывать их только в течение проекта. По завершению проекта данные центры вынуждены закрываться.
В целях устранения указанных проблем и создания устойчивой системы предоставления полустационарных социальных услуг населению, во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики относительно развития регионов, необходим переход к новой системе организации и предоставления государством гарантированных полустационарных социальных услуг по месту проживания.
Требуется проведение пилотирования делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. По результатам проведенного пилотирования необходимо произвести расчеты сумм целевых финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления передачи государственного полномочия по организации предоставления полустационарных социальных услуг всем органам местного самоуправления Кыргызской Республики.

МТСР КР разработал совместно в представителями Европейского Союза проект Закона «О социальных услугах». Данный закон был разработан для совершенствования механизма выявления и социального сопровождения детей и семей, ЛОВЗ, пожилых граждан и лиц, находящихся в ТЖС, в том числе малоимущих. Это позволит сформировать нормативную базу, через разработку Закона «О социальных услугах в КР» и подзаконных актов.
Также планируется создание реестра гарантированных социальных услуг уполномоченным государственным органом для их финансового обеспечения. Разработка и апробирование нормативного метода финансирования социальных услуг и бюджетирования, ориентированного на результат.
Организация специализированных услуг на уровне района – через центры предоставляющих полустационарные услуги, в том числе путем внедрения инновационных методов предоставления социальных услуг с использованием современных технологий.

В сфере развития социальных услуг не выстроена система выявления и оценки нуждаемости граждан в социальных услугах. МТСР не имеет бюджетную программу и территориальные единицы в айыльных аймаках для организации предоставления социальных услуг на местном уровне.
Государственное полномочие МТСР по выявлению, оценки нуждаемости и социальное сопровождение семей и детей, находящихся в ТЖС, состоит из трех функций.
Министерством определена Целевая группа, разработаны Перечень действий в рамках выполнения делегируемых функций органами МСУ и Функциональные обязанности муниципального служащего, выполняющего делегируемое государственное полномочие.

Поскольку отсутствует система организации предоставления социальных услуг на местном уровне, проведение точного расчёта на исполнение делегируемых функций МТСР не предоставляется возможным. В связи с чем, при расчёте объема трансфертов на исполнение делегируемых функций МТСР органами МСУ на основу был принят годовой фонд оплаты главного специалиста муниципальной службы (оклад 5000 сом, коэф. кратности 1,9).
Согласно приблизительно произведённым расчетам на осуществление делегируемых функций МТСР по республике потребуется 953 освобождённых социальных работников для органов МСУ и городам районного значения. Количество социальных работников определено с учетом фактической численности населения айыл окмоту и зоны обслуживания (высокогорье, отдаленность).
Годовая потребная сумма на исполнение делегируемых функций МТСР органами МСУ составляет 163483338сомов, из них:
– 126749000 сомов для оплаты заработной платы;
– 21867538 сомов для начисления в социальный фонд;
– 14866800 сомов предусмотрены для материальных затрат (комрасходы, канцтовары, сотовая связь).

Право лиц с ограниченными возможностями здоровья на социальную защиту возникает с момента установления соответствующим уполномоченным государственным органом группы инвалидности.

Государством гарантируются следующие виды социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
– пенсии, социальные пособия и компенсации;
– социально-бытовое обслуживание;
– обслуживание на дому;
– обслуживание в стационарных учреждениях;
– предоставление технических и специальных средств;
– все виды реабилитации;
– дополнительные социальные гарантии.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, имеющий заключение медико-социальной экспертной комиссии о «нуждаемости в постоянном уходе» или «нуждаемости в постоянном постороннем уходе и надзоре» может получить услуги персонального ассистента.

Персональным ассистентом ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в постоянном уходе и надзоре может быть родитель, законный представитель (усыновители, попечители, опекуны), близкие родственники (бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры, приемный родитель) или иные лица, не старше 65 лет, не имеющие инвалидности и судимости по преступлениям в отношении детей, прошедшие соответствующее обучение по программе, утвержденной уполномоченным органом, с которым заключен договор.

Родитель, законный представитель (усыновители, попечители, опекуны) или близкие родственники (бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры, приемный родитель), воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вправе подать заявление в городское, районное и межрайонное управление труда и социального развития Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики по месту своего фактического проживания о предоставлении услуг персонального ассистента.

Медико-социальная экспертиза

После того, как гражданин прошел необходимое медицинское обследование в организации здравоохранения и получил соответствующее направление на МСЭК (форма 088у, форма 088д/у) оно визируется руководителем поликлиники, заверяется печатью учреждения и направляется на МСЭК (по месту прописки или месту временного пребывания).

После осмотра и беседы с гражданином, комиссия медико-социальной экспертизы, учитывая предоставленные результаты обследования решает, как поступить с конкретным лицом, установить инвалидность и на какие сроки.

Существует несколько категорий инвалидности: I, II, III группы (взрослые) и категория «ребенок с инвалидностью». Каждая группа инвалидности устанавливается в зависимости от степени тяжести нарушений организма и к каким ограничениям в жизнедеятельности гражданина они привели.

В большинстве случаев гражданину указывается срок, в который проводится повторное обследование. Это связано с тем, что состояние здоровья с течением времени может измениться в ту или иную сторону.

Критерии и категории тяжести состояния для каждой группы имеют единые, очень четкие рекомендации согласно Международным классификациям и стандартам, которыми пользуются и медико-социальные комиссии республики.

Но в случае, когда состояние гражданина бесспорно указывает, что не станет лучше и больной не может выполнять функции по самообслуживанию, ему могут сразу установить группу инвалидности «бессрочно».

Кроме этого, если гражданин не может явиться в МСЭК, комиссия выезжает на дом, в стационар, где проходит лечение больной.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу с целью установления инвалидности; установления степени потери трудоспособности; с целью продления листка временной нетрудоспособности (направлении на долечивание) и на консультацию

При наличии стойкого или длительного нарушения функций организма вследствие болезни, травмы или увечья осуществляющее соответствующее лечение медицинское учреждение после осуществления необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий (а при заболеваниях, требующих длительного лечения, также в период лечения) направляет лицо на медико-социальную экспертизу.

В направлении медицинского учреждения указывается диагноз освидетельствуемого лица, результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий, подробные данные о всех органах и системах (объективные, инструментальные и лабораторные исследования) с указанием степени нарушения функции и прилагаются копии всех выписок, клинико-биохимических и инструментальных обследований.

Медико-социальную экспертизу гражданина осуществляет территориальная МСЭК по месту регистрации или фактического места жительства или настоящего пребывания освидетельствуемого лица. В случае невозможности осуществления медико-социальной экспертизы данной комиссией (нахождение членов комиссии в отпуске, их временная нетрудоспособность, в случае объявления отвода членам комиссии и т.д.) по поручению директора РЦ МСЭ медико-социальную экспертизу осуществляет другая комиссия.

Медико-социальная экспертиза гражданина осуществляется на основании письменного заявления освидетельствуемого лица или его законного представителя. При этом гражданин, а также его законный представитель, если он подписывает заявление, предъявляет паспорт. Для детей до 18 лет предъявляется свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей, или законного представителя, или опекуна. К заявлению о прохождении медико-социальной экспертизы прилагаются медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья, обусловленное стойким нарушением функций организма вследствие болезни, травмы или увечья и направление (форма № 088у, 088д/у). Иностранные граждане могут пройти медико-социальную экспертизу при наличии вида на жительство в республике.

Основанием для признания гражданина ЛОВЗ и определения степени потери трудоспособности являются те или иные ограничения жизнедеятельности, которые привели к социальной недостаточности, к необходимости социальной защиты, обусловленные нарушением функций организма вследствие болезни, травмы или увечья.

Заявление пишется на имя председателя территориальной МСЭК.

 

Если представленные гражданином медицинские документы не соответствуют порядку, то комиссия имеет право направить его на до обследование.

В данном случае, необходимо сохранять спокойствие и не оскорблять сотрудников МСЭК, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей. Следует сделать заявление, что не согласны с принятым решением и попросить разъяснить порядок его обжалования. Сотрудники МСЭК обязаны дать гражданину соответствующие разъяснения.
Решение той или иной МСЭК может быть обжаловано в вышестоящий Республиканский центр медико-социальной экспертизы (далее – РЦ МСЭ) или в суд, в порядке, установленном действующим законодательством республики. Обжалование решения МСЭК сразу в суд не имеет смысла, поскольку специалистов по медико-социальной экспертизе в суде нет и грамотный судья вынужден будет искать в качестве арбитра тех же специалистов вышестоящего РЦ МСЭ. Поэтому в первую очередь гражданином может быть написано заявление как непосредственно в том МСЭК, где проходил освидетельствование, так и при личном обращении в вышестоящий РЦ МСЭ (на личное усмотрение). В трехдневный срок с момента написания заявления, медицинское дело передается в РЦ МСЭ, специалисты которого проверяют обоснованность вынесенного решения территориального МСЭК (максимум в течение 1 месяца). Гражданин приглашается на расширенную комиссию РЦ МСЭ на освидетельствование (или выезд на дом – если имеется справка ВКК о невозможности больному прибыть на экспертизу). При наличии оснований РЦ МСЭ имеет право принятое решение изменить. Если гражданин не согласен с решением расширенной комиссии РЦ МСЭ, то он имеет право написать заявление на рассмотрение его вопроса на Специальной расширенной комиссии при Министерстве труда и социального развития КР. А если не согласен и с этим решением имеет право подать в суд.

Началом экспертизы считается день регистрации документов в МСЭК (заявления с просьбой об освидетельствовании с приложенным к нему направлением на МСЭК). Если же гражданин признается ЛОВЗ впервые, то пенсия начнет начисляться не с даты начала экспертизы, а с даты написания заявления о начислении пенсии (это заявление пишется в Пенсионном фонде, куда надо будет явиться со справкой об инвалидности). Поэтому не стоит затягивать с визитом в Пенсионный фонд после первичного признания ЛОВЗ (чем раньше напишется заявление в Пенсионном фонде – тем раньше начнут начислять пенсию). Не надо забывать о том, что в случае признания гражданина ЛОВЗ – пенсия и прочие льготы будут начисляться с момента начала экспертизы (при повторном освидетельствовании). Лицо считается ЛОВЗ до первого числа следующего после указанной в экспертном решении даты месяца.

Впервые по детям при освидетельствовании введено:
– рекомендации ВОЗ по 4-м возрастным группам детей (0-3 года, 4-7 лет,
8-14 лет, 15-18 лет);
– тяжести функциональных нарушений у детей: умеренное, выраженное и тяжелое, согласно критериям и срокам установления категорий «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», что позволит дифференцировать назначение денежных пособий у детей с ОВЗ. У детей нет групп инвалидности: статус «ребенок с ОВЗ».
По взрослым и детям:
– связь процедуры оценки инвалидности с назначением программ реабилитации. Разработка индивидуальной программы реабилитации в зависимости от тяжести состояния и заболевания;
– заявительный принцип освидетельствования, что позволяет производить электронную обработку персональных и медицинских данных гражданина.
А также:
– оптимизированы (уменьшены) сроки освидетельствования взрослых в частности при бессрочном освидетельствовании и при анатомических дефектах. (Сокращены сроки наблюдения в МСЭК при II группе инвалидности – четыре (4) года, при III группе инвалидности – шесть (6) лет» затем «бессрочно». В данном Положении указан список хирургических заболеваний, анатомических дефектов, при которых устанавливается инвалидность без срока переосвидетельствования сразу при первичном обращении службами медико-социальной экспертизы).
-исключены декларативные положения – например: выдача справок на получение специализированного и гужевого транспорта для ЛОВЗ;
Не следует полагаться на мнения врачей-лечебников, которые чаще всего позволяют себе высказывать мнение о положенной конкретно такой-то группе инвалидности. Это приводит к конфликтным ситуациям, возникающим в процессе объявления экспертного решения. Лечащие врачи не имеют соответствующей экспертной подготовки и им не следует «настраивать» больного на определенную группу инвалидности. Они не несут абсолютно никакой ответственности за свое высказанное в устной форме мнение о том, какая группа положена тому или иному больному. В отличие от них, врачи эксперты оформляют на каждого больного экспертно-медицинское дело, где в письменном виде обосновывают свое решение со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты, заверяют его своими подписями и печатью МСЭК и несут за него полную юридическую ответственность. Этот важный момент следует очень хорошо понимать.

Согласно нормативным правовым актам по медико-социальной экспертизы досрочное переосвидетельствование, в том числе при бессрочной инвалидности проводится в случаях:
а) в связи с изменением состояния здоровья лица с ограниченными возможностями здоровья;
б) по заявлению работодателя лица с ограниченными возможностями здоровья;
в) по решению суда;
г) при осуществлении уполномоченным органом в сфере медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми МСЭК».

<strong>В перечень входят следующие заболевания:</strong>
а) анатомические дефекты;
б) глухота, глухонемота;
в) болезни органов зрения, исключая воспалительные заболевания и заболевания, требующие оперативного лечения;
г) врожденные и ревматические пороки сердца без выраженных нарушений ритма и выраженной сердечной недостаточности;
д) заболевания центральной и периферической нервной системы со стойкими выраженными двигательными нарушениями;
е) врожденное слабоумие (умственное недоразвитие различных степеней, если диагноз не вызывает сомнений);
ж) синдром Дауна;
з) врожденные пороки развития.

При невозможности устранения или уменьшения социальной недостаточности лица с ограниченными возможностями здоровья, вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности, вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма, неэффективности реабилитационных мероприятий, сроки наблюдения в МСЭК при II группе инвалидности – четыре (4) года, при III группе инвалидности – шесть (6) лет.
Для установления группы инвалидности без срока переосвидетельствования лицам, получавшим ежемесячное социальное пособие по категории «ребенок с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет», учитывается срок наблюдения МСЭК.
Гражданам, достигшим пенсионного возраста,- согласно законодательству Кыргызской Республики.
Примечание.
В случае установления группы инвалидности по вновь возникшей травме в пенсионном возрасте до 70 лет группа инвалидности устанавливается на сроки: I группа – на два года, II и III группы – на один год. В указанных случаях установление группы инвалидности без срока переосвидетельствования допускается после наблюдения в течение четырех лет.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья срок переосвидетельствования которых наступает после достижения пенсионного возраста.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья в трудоспособном возрасте, определяемым в ССУ.
Гражданам, пострадавшим от радиационных факторов при катастрофе на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС) и авариях на других объектах гражданского или военного назначения, а также при испытаниях ядерного оружия, в отношении которых Республиканский межведомственный экспертный совет установил причинную связь наступившего заболевания с воздействием радиационных факторов и признанных лицами с ограниченными возможностями здоровья:
а) при установлении I группы инвалидности – бессрочно;
б) участникам ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 годов, достигшим возраста выхода на пенсию по старости,- согласно Закону Кыргызской Республики «О социальной защите граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», Закону Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и Закону Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении военнослужащих»;
в) участникам ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1988-1989 годов, достигшим возраста выхода на пенсию по старости,- согласно Закону Кыргызской Республики «О социальной защите граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», Закону Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и Закону Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении военнослужащих».
Группа инвалидности при наличии анатомического дефекта устанавливается гражданам независимо от выполняемой работы, условий и характера труда.
240. Сроки наблюдения по отдельным формам заболеваний устанавливаются в соответствии согласно Положению о признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 января 2012 года № 68 в редакции постановления Правительства Кыргызской Республики “О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики” от 14 декабря 2016 года № 675 граждане, с пунктами 241-378 настоящего Положения о признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья

В связи с частыми обращениями граждан в вышестоящие организации по поводу установления группы инвалидности, Республиканский центр медико-социальной экспертизы разъясняет:
1.Гражданину необходимо обратиться в поликлинику по месту прописки и приписки. Лечащий врач организации здравоохранения(далее – ОЗ ) после полного обследования(стационарного или амбулаторного) при наличии медицинских показаний решает вопрос о направлении гражданина на МСЭК.
2.При оформлении соответствующих документов врачами ОЗ, гражданин должен обратиться в территориальную МСЭК .При этом необходимо иметь медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания на момент обращения (выписки из стационара,медицинские заключения специалистов организации здравоохранения, рентгеновские снимки,амбулаторная карта и т. д.)
Соблюдение вышеуказанной процедуры сократит срок рассмотрения Вашего обращения.

– В данном случае, необходимо сохранять спокойствие и не оскорблять сотрудников МСЭК, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей. Следует сделать заявление, что не согласны с принятым решением и попросить разъяснить порядок его обжалования. Сотрудники МСЭК обязаны дать гражданину соответствующие разъяснения. Часто не соглашаются с такими решениями МСЭК:
– при отказе первично обратившим в назначении группы взрослым или детям инвалидности;
– в назначении персонального ассистента;
– в определении 3-й группы инвалидности (многие хотят 2-ю группу);
– в снятии группы инвалидности при переосвидетельствовании или снижении группы инвалидности;
– частые споры при трудовом увечье;
– при отказе установлении инвалидности бессрочно и т.д.
Решение той или иной МСЭК может быть обжаловано в вышестоящий Республиканский центр медико-социальной экспертизы (далее – РЦ МСЭ) или в суд, в порядке, установленном действующим законодательством республики. Обжалование решения МСЭК сразу в суд не имеет смысла, поскольку специалистов по медико-социальной экспертизе в суде нет и грамотный судья вынужден будет искать в качестве арбитра тех же специалистов вышестоящего РЦ МСЭ. Поэтому в первую очередь гражданином может быть написано заявление как непосредственно в том МСЭК, где проходил освидетельствование, так и при личном обращении в вышестоящий РЦ МСЭ (на личное усмотрение). В трехдневный срок с момента написания заявления, медицинское дело передается в РЦ МСЭ, специалисты которого проверяют обоснованность вынесенного решения территориального МСЭК (максимум в течение 1 месяца). Гражданин приглашается на расширенную комиссию РЦ МСЭ на освидетельствование (или выезд на дом – если имеется справка врачебной консультативной комиссии (ВКК) о невозможности больному прибыть на экспертизу). При наличии оснований РЦ МСЭ имеет право принятое решение изменить. Если гражданин не согласен с решением расширенной комиссии РЦ МСЭ, то он имеет право написать заявление на рассмотрение его вопроса на Специальной расширенной комиссии при Министерстве труда и социального развития КР. А если, заявитель не согласен и с этим решением имеет право подать в суд.
Постановление Правительства Кыргызской Республики от 14 декабря 2016 г. № 675 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики»:
-Положение о признании гражданина лицом с ограниченными возможностями здоровья, где, оптимизированы (уменьшены) сроки освидетельствования взрослых в частности при бессрочном освидетельствовании и при анатомических дефектах. (Сокращены сроки наблюдения в МСЭК при II группе инвалидности – четыре (4) года, при III группе инвалидности – шесть (6) лет» затем «бессрочно». В данном Положении указан список хирургических заболеваний, анатомических дефектов, при которых устанавливается инвалидность без срока переосвидетельствования сразу при первичном обращении службами медико-социальной экспертизы).
Не следует полагаться на мнения врачей-лечебников, которые чаще всего позволяют себе высказывать мнение о положенной конкретно такой-то группе инвалидности. Это приводит к конфликтным ситуациям, возникающим в процессе объявления экспертного решения. Лечащие врачи не имеют соответствующей экспертной подготовки и им не следует «настраивать» больного на определенную группу инвалидности. Они не несут абсолютно никакой ответственности за свое высказанное в устной форме мнение о том, какая группа положена тому или иному больному. В отличие от них, врачи эксперты оформляют на каждого больного экспертно-медицинское дело, где в письменном виде обосновывают свое решение со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты, заверяют его своими подписями и печатью МСЭК и несут за него полную юридическую ответственность. Этот важный момент следует очень хорошо понимать.

1. В своей работе МСЭК руководствуются Положением о признании гражданина ЛОВЗ от 31 января 2012 г. № 68 в редакции постановления Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 14 декабря 2016 г. № 675. Согласно данному Положению предусмотрен перечень документов, необходимых для проведения экспертизы:
– паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карта);
-  вид на жительство – для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они имеют разрешение на постоянное проживание в Кыргызской Республике, оформленное видом на жительство и выданное государственным уполномоченным органом;
– гражданам до и старше 18 лет направление организации здравоохранения – форма № 088/у;
– детям до 18 лет – свидетельство о рождении, паспорт гражданина Кыргызской Республики (ID-карта) родителей или законного представителя;
– амбулаторная карта, выписки стационарного лечения, медицинские документы, подтверждающие заболевание (консультативные заключения, результаты обследований);
– адресная справка о регистрации.
2. Граждане со статусом беженца имеют право пройти освидетельствование в МСЭК

Направление получателей услуг в ССУ для предоставления им социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляют районные, городские управления социального развития (далее – РУСР/ГУСР) по месту жительства получателя услуг, на основании решения

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор ЗамзаСогласно Положения «О порядке обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья комнатными инвалидными кресло-колясками», утверждённого постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 июля 2003 года № 469, кресло-коляски предоставляются лицам с ограниченными возможностями здоровья бесплатно, со сроком эксплуатации на 5 лет.
Для получения кресло-коляски лица с ограниченными возможностями здоровья представляют в районные, городские управления социального развития по месту их постоянного проживания (прописки):
– заявление;
– заключение МСЭК (ВТЭК) с записью: «Нуждается в инвалидной кресло-коляске»;
– справку с места жительства. обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О порядке предоставления путевок на санаторно-курортное лечение лицам с ограниченными возможностями здоровья» от 9 августа 2011 года № 457, Лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение управлениями социального развития со следующими льготными скидками:
– инвалиды I группы – один раз в 5 лет бесплатно; лицо, сопровождающее инвалида I группы согласно медицинским показаниям, – с 50-процентной скидкой;
– инвалиды II группы – один раз в 5 лет с 50-процентной скидкой;
– инвалиды III группы – один раз в 5 лет с 30-процентной скидкой.
Для получения путевки в управление социального развития по месту жительства (прописки) представляются следующие документы::
Для получения путевки в управление социального развития по месту жительства (прописки) представляются следующие документы:
– личное заявление на получение путевки;
– копия выписки из акта освидетельствования и копия справки медико-социальной экспертной комиссии, с указанием группы и срока назначения инвалидности;
– справка установленной формы из организаций здравоохранения о наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, с указанием названия рекомендуемого курорта;
– заключение организации здравоохранения для инвалида I группы о необходимости в сопровождении в санаторно-курортное учреждение;
– заключение психиатра для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность по психическому расстройству, на получение санаторно-курортного лечения;
– копия паспорта.

Согласно Закону Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», государственное пособие – это государственная социальная поддержка, оказываемая детям и лицам, не имеющим права на пенсионное обеспечение, в виде пособий и единовременной выплаты в соответствии с Законом.
Виды государственных пособий является:
1) единовременная выплата при рождении каждого ребенка – “балага суйунчу”;
2) ежемесячное пособие нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, – “уй-булого комок”;
3) ежемесячное пособие лицам, не имеющим права на пенсионное обеспечение, – “социальное пособие”.

В соответствии с Положением «О порядке обращения за назначением государственных пособий и порядке назначения государственных пособий», утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 июня 2018 года №307, заявление на назначение государственных пособий гражданами подается в территориальное подразделение уполномоченного органа в сфере социального развития (далее – территориальное подразделение) по месту фактического проживания лица, которому должно быть назначено государственное пособие

Социальное обслуживание на дому оказывается гражданам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью или инвалидностью и нуждающимся в постоянном или временном нестационарном обслуживании, путем предоставления социальных услуг.
Прием лиц на социальное обслуживание производится приказом территориального подразделения на основании решения комиссии. На рассмотрение комиссии предоставляются следующие документы:
– заявление по форме;
– акт обследования жилищно-бытовых условий;
– документ, удостоверяющий личность (копии паспорта и свидетельства о рождении);
– пенсионное удостоверение (копия);
– справка с места жительства;
– выписка из медицинской карты;
– заключение медико-социальной экспертной комиссии об инвалидности (копия);
– удостоверение участника Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним (копия);
– решение комиссии.
К социальному обслуживанию на дому относятся:
– организация питания, включая доставку продуктов питания на дом;
– помощь в приобретении лекарственных средств, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
– содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
– содействие в организации получения юридической помощи и иных правовых услуг;
– содействие в организации ритуальных услуг;
– другие надомные социальные услуги:

1) создание для получателей услуг наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, приближенных к домашним условиям;
2) предоставление социальных услуг в условиях стационара;
3) оказание социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей услуг, ориентированных на повышение уровня их личностного развития, социализации и интеграции;
4) повышение качества и эффективности предоставляемых социальных услуг;
5) защита от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.

В психоневрологические ССУ принимаются дети с ОВЗ, ЛОВЗ со следующими психоневрологическими заболеваниями:
1) умственная отсталость всех степеней, включая легкую умственную отсталость, при которой сочетание с двигательными и другими нарушениями затрудняют процесс обучения в специализированных школах;
2) эпилепсия, с частотой приступов не более 3-5 раз в месяц, при наличии слабоумия;
3) слабоумие вследствие любого органического заболевания головного мозга;
4) шизофрения с выраженным дефектом вне обострения;
5) затяжные формы психических заболеваний, характеризующихся отсутствием острой психотической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта;
6) последствия инфекционных и других органических заболеваний головного мозга (энцефалиты, туберкулезные менингиты, менингоэнцефалиты, сифилис мозга и другие инфекционные и органические заболевания) с явлениями слабоумия;
7) последствия хронического алкоголизма с явлениями выраженного слабоумия;
8) последствия черепно-мозговых травм с явлениями деменции;
9) последствия инфекционных и других органических заболеваний головного мозга с явлениями деменции;
10) сосудистые и синильные заболевания с явлениями деменции без выраженного психомоторного беспокойства и длительных или рецидивирующих состояний измененного сознания.

Участниками конкурса могут быть некоммерческие организации (за исключением политических партий), которые осуществляют свою деятельность, которые имеют опыт работы не менее одного года в сфере объявленной темы конкурса, не имеют задолженности по налогам и страховым взносам по государственному социальному страхованию.
Участник конкурса должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица и иметь свой банковский счёт. Если участник конкурса не имеет банковского счета, ему даётся возможность открыть банковский счёт в течение 10 календарных дней со дня подачи конкурсных документов.
Несколько некоммерческих организаций могут сформировать проектную группу (далее – консорциум) на договорной основе и представить общее заявление и проектное предложение для участия в конкурсе. В этом случае в заявлении и проектном предложении должны быть разграничены функции, бюджет, ответственность между организациями и вклад каждой из них в реализацию проекта, а также определён член консорциума, который будет действовать от имени консорциума в качестве участника конкурса общественно полезных проектов.
Одна некоммерческая организация в рамках одной темы конкурса на реализацию общественно полезных проектов может принимать участие в составе только одного консорциума. Одна некоммерческая организация может подать только одно заявление в рамках одной темы конкурса на реализацию общественно полезных проектов.

– В заявлении об участии в конкурсе на реализацию общественно полезных проектов должны быть указаны организационно-правовая форма организации, наименование, почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты организации, номер мобильного телефона руководителя организации, а также наименование темы предлагаемого проектного предложения.
– В заявлении об участии в конкурсе, подаваемом от имени консорциума, должны быть указаны организационно-правовая форма, наименование, почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты всех членов консорциума и номер мобильного телефона руководителя организации, которая действует от имени консорциума, а также наименование темы предлагаемого проектного предложения.
– К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия свидетельства о регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица;
2) копия устава некоммерческой организации;
3) описание деятельности организации за предыдущий год (или, по желанию участника конкурса, за предыдущие несколько лет) в части осуществленной деятельности, совпадающей с темой конкурса;
4) копии документов об образовании и резюме исполнителей общественно полезного проекта (в случаях, когда реализация общественно полезного проекта требует привлечения работников с определённой квалификацией);
5) заявление участника о том, что некоммерческая организация:
а) не имеет задолженностей по налогам и страховым взносам по государственному социальному страхованию;
б) не обременена долговыми и иными обязательствами, которые могут отрицательно повлиять на реализацию общественно полезного проекта;
6) проектное предложение и его бюджет

Полезное
Ссылки